Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Название документа

Илекский народный краеведческий музей

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дети войны

Последнее время среди различных категорий участников и ровесников Великой Отечественной войны, фронтовиков, тружеников тыла, блокадников, узников концлагерей, все чаще упоминаются дети войны. Думаю, это заслуженно.

 Раньше мы обращали мало внимания на эту тему. Между тем, дети тех грозных лет вместе со всеми переносили голод и холод, другие тяготы войны. Как могли помогали родителям в совсем не детском труде, принесшем нам победу. Для этого им пришлось слишком рано повзрослеть.

Передо мной фотография выпускного 10-го класса Илекской школы №1, за 1950 год. Ее передал в музей один из выпускников, Геннадий Поддубный. Сын председателя Илекского райисполкома периода войны, Иллариона АвксентьевичаПоддубного. В сопроводительном письме он написал, что их учеба с 1-го по 5-й классы пришлась как раз на военные годы. И перечислил всех поименно.

В верхнем ряду (слева направо): Тома Глумова, Валя Попов, Толя Бабайцев, Валя Емельянов, Нина Ткач, Борис Березовский.

 Во втором ряду: учителя – Коняхина Евгения Федоровна (немецкий язык), классный руководительКоблова Тамара Альвияновна (химия), Отрохо Михаил (директор школы и учитель словесности), Булыгин Тихон Васильевич (математика), Петя Глинушкин, Гена Поддубный.

В третьем ряду: Маша Марченко, Нина Хлыстова, Нина Горобченко, Тоня Семенова, Иван Корнеев, Иван Рязанов.

Полулежа: Саша (Зигфрид) Брест, Володя Спиридонов, Дима Жохов.

Геннадий Илларионович вспоминал, в годы войны они учились в одноэтажном корпусе, во дворе школы:

«В памяти всплывают картины из этого времени. В промороженных классах сидят ученики в пальто, шапках и варежках… Писать все равно не чем –все чернила замерзли… Холод - это была одна беда, вторая беда – голод. В школе не было не то, что столовой, даже буфета… Приносили с собой, кто кусок хлеба, кто – картофелину, а кто и ничего. Случались и голодные обмороки…»

Учебный период  был приспособлен к нуждам сельского хозяйства. Учиться начинали в октябре, по окончании полевых работ и заканчивали в апреле, при их начале. Но и зимой приходилось помогать взрослым, ухаживать за скотом, возить корма, воду, дрова. Заботиться о раненых в госпитале.

Во время полевых работ, таких своеобразных каникул, школьники находили себе самые разные занятия. Собирали шиповник для медицинских учреждений, семена огородных культур. Искали по дворам древесную золу и куриный помет, который смешивали с навозом и разбрасывали по полям вместо удобрений. Занимались прополкой колхозных бахчей и огородов.

Боролись с потерями во время уборки урожая. Так, районная газета «Коммунистический труд», за сентябрь 1944 года, писала: «Ежедневно от 30 до 40 школьников Мухрановской средней школы, под руководством учительницы Шатиловой, собирают колоски в родном колхозе. Дети уже собрали 10 центнеров зерна».

Ученики старших классов участвовали в полевых работах наравне со взрослыми. В том же «Коммунистическом труде», за август 1942 года, напечатана статья школьников из Озерок, АкрамаМазитова (16 лет) и Султана Шагалеева (13 лет): «Мы вдвоем работаем на лобогрейке. В одну смену убираем по 5,5 – 6 га. При норме 5 га. Наши отцы сражаются на фронте, а мы помогаем в тылу уборке военного урожая».

Подобных примеров детского трудового героизма, в годы Великой Отечественной войны, можно найти на страницах газеты «Коммунистический труд» немало. Дети войны с полным правом заслужили заботу общества и поддержку государства. Тем более, что их осталось не так много.

Категория: Мои статьи | Добавил: Директор (14.04.2015)
Просмотров: 383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас Гость